В бытность автором на igc написал 3 весьма интересных статьи ( на мой
взгляд ) касательно соревновательного мира CallofDuty. Мало кто из
сегодняшней аудитории сайта читал их. Предлагаю ознакомиться с ними.
Некоторые данные уже устарели, хотя в целом картина ясна.
Тремя выпусками решил не ограничиваться. На следующей неделе ждите новый
выпуск.
Часть №1. Пролог. ( От 25 сентября 2009 года )
Доброго времени суток, уважаемые читатели iGameCentral. Как
известно, в мире киберспорта существуют дисциплины, которые находятся в
тени, но имеют огромный потенциал. Одной из них является CallofDuty.
С сегодняшнего дня, портал iGameCentral будет активно освещать данную
дисциплину.
Краткая предыстория
Начать свой рассказ, хотелось бы с того, как всё начиналось. В
далёком 2003 году, на полках магазинов появляется первая часть
CallofDuty. Игра получает огромную популярность в Америке. В 2004 году,
организаторы турнира CPL Extreme World
Championship, на CoD выделили огромную сумму в размере 50.000 $, но явно
поторопились, турнир был фактически проигнорирован командами. В России
же, CallofDuty был слабо развит, на тот момент существовало всего 2
команды – Squad CF и Team Empire.
Осенью 2005 года выходит CallofDuty2 и игровое сообщество в России
резко возрастает. И уже в марте 2006 года, под руководством Олега noone Безрукова, проходит первый
лан турнир в России. Пожалуй именно с того момента, сообщество "зацвело
и запахло”. Ведущий игровой портал проводит онлайн лигу, кубок России.
Но, пожалуй, из всех игр серии CoD самой популярной и киберспортивной
стала CallofDuty4: Modern Warfare. Игра вышла в 2007 и уже в 2008 году
была признана лучшей игрой года, что в будущем здорово
откликнулось.
( Олег "noone” Безруков – человек, благодаря которому, мы узнали, что же
такое ЛАН турниры. Организатор большинства ланов в России )
КОД сообщество сегодня: команды, спонсоры, турниры
На сегодняшний день, игровое сообщество по CoD’у очень велико.
Например в Европе, существует 2 ведущих портала, освещающих CallofDuty: tek-9.org и cadred.org. Эти порталы проводят
качественные репортажи с крупнейших ивентов, собственные турниры, муви
контесты и многое другое.
Но мне, конечно хотелось бы рассказать про русское сообщество. Скажу
сразу – в CoD в России играет очень много команд (в онлайне уж точно), о
чём говорят последние онлайн турниры. На последний турнир серии
eXplosive CUP зарегистрировалось 150 команд.
Что же касается лан ивентов, то рекордное кол-во было достигнуто 16 мая
сего года на Открытом Чемпионате России BeFirst LAN.
Тогда приехало
команд, что рекорд для нашего сообщества. ( 31 команда по CallofDuty 4 и
15 команд по CallofDuty2 ). Кстати, крупнейший турнир в СНГ серии ASUS, также не обошел CallofDuty4. Было проведено 3
открытых турнира: летом (2008), осенью(2008) и зимой (2009). Но, с
каждым турниром, кол-во команд уменьшалось и зимний асус стал для нас
последним, хотя каждый кодер в России в глубине души надеется, что Асус
по CoD еще состоится :)
(Многочисленная аудитория BeFirst LAN. 16 Мая
2009 год. Клуб 4GAME. )
О мероприятиях пока всё, это если вкратце :) Теперь о командах. В европе с признанием КоДа кибер игрой года сразу стали появляться
анонсы составы по КоДу у знаменитых организаций, таких как fnatic, SK,
mTw. Но, из-за нестабильных выступлений на летних европейских ланах,
многие составы были расформированы. Хотя, fnatic в данный момент
являются лучшей командой европы, выиграв пожалуй самый значимый турнир
года для всех кодеров – TEX (The eXpirience
2009). В европе пожалуй всё как у CS команд, множество лан чемпионатов,
хотя призовые там поменьше. Например на TEX’e призовой фонд был равен 10.000
€, что считается малыми призовыми для CS’a. Кстати, скоро мы
подсчитаем заработки команд в CoD4, чтобы вы могли хоть как-то
сопоставить их с заработками по Counter-Strike.
В России, как я писал ранее, на просторах интернета можно собрать до
150 команд. Из них около 30 можно вытащить на лан в Москву. В отличии от
Counter-Strike, в России нету явного лидера, какими являются Virtus.Pro
в CS’e. У нас же, за право стать лучшей командой претендуют 7-8 команд,
о которых, мы напишем уже позже, но зато подробно.
Что касается спонсорской поддержки турниров в России, то пожалуй
сейчас только одна компания достойно поддерживает CallofDuty4 – РОСТАГРОЭКПОРТ (
молочная компания ). В основном, все организуется за счет инвесторов,
заинтересованных CallofDuty.
Ну сегодня это всё. Более подробно о Call of Duty как инструменте для
соревнований вы можете почитать в одноимённой статье одной из легенд
КОД сцены Дмитрия Митюкова на Callofduty.ru.
Этот замечательный материал ответит на 90% ваших вопросов.
Часть №2. Общее дело. ( От 27 сентября 2009 года )
Доброго всем дня. Продолжаем рассказывать вам о Зове Долга
по-русски. Как известно, у каждого уважающего себя сообщества существуют
свои информационные ресурсы, на которых обитает большинство игроков,
«про команд» и просто любителей игры. COD не
исключение, и сегодня мы бы хотели в подробностях рассказать об этих
ресурсах, об их политике, вероисповедании и о людях, которые собственно
говоря, посещают эти самые порталы.
На сегодняшний день в России существует 3 крупных ресурса по играм
серии CoD: RusCoD.ru,
eXplosive.su и
старая добрая "Калда” – callofduty.ru.
Мы расскажем о каждом из них, а так же услышим комментарии их
представителей о политике и планах на будущее.
Самым популярным киберспортивный ресурсом, из трёх, пожалуй является
РусКод – с него и начнём. Рускод был образован весной 2008 после перехода игрового сообщества на
четвёртую часть серии, и по сути являлся продолжением набравшего свою
популярность форума cod-2.ru. С первых месяцев своего существования
Рускод зарекомендовал себя как сайт созданный геймерами для геймеров.
Упор был сделан на соревновательную часть игры, и закрепившись
спонсорской поддержкой, усилиями администраторов портала был проведён не
один ЛАН турнир самого высокого уровня. Но как говорится, лучше один
раз увидеть чем сто раз услышать, и мы настоятельно вам рекомендуем
посмотреть репортаж "Первого игрового” с последнего, наверное, самого
грандиозного фестиваля по Call of Duty в России – Befirst Lan,
непосредственно на сайте
организаторов. Так же, рускод является пожалуй самым
активным и новаторским порталом на Российской сцене. Все администраторы,
помощники, техники или просто люди, которые помогают порталу расти и
развиваться имеют отличающуюся форму одежды. На любом из московским лан
ивентов, вы можете увидеть людей, одетых в майки, толстовки с символикой
портала. Мелочь, а приятно. Ещё одной отличительной особенностью сайта
является рабочая (что немало важно) система живого вещания – RusCOD TV. В
архивах портала вы можете найти множество ВОДов матчей по КОД4.
( Победители Лан Чемпионата России BeFirst VII
– Team Empire. 4GAME. Зима 2008. )
Комментарий одного из ведущих администраторов и дизайнера портала
Рускод, Сергея "2Shell” Озерова:
"Рускод быстро развевающийся, один из самых популярных в снг
ресурсов, который посвящен обзору игр серии Call of Duty. Наши материалы
нацелены в основном на киберспортивную составляющую игры. Мы также
стараемся помогать начинающим киберспортcменам и их командам, путем
публикования различных статей и обзоров. Также, мы предоставляем
возможность игрокам найти себе команду или команде найти себе игрока.
Нашей целью является продвижение и популизация киберспортивной
составляющей Call of Duty в Росиии и СНГ. В планах на будущее, мы будем
стараться сильнее вовлекать непосредственно посетителей и юзеров портала
в формирование контента самого портала, а также давать возможность
пользователю получать именно то, что ему интересно, а не все подряд.
Таким образом мы ставим посетителя в центре и адаптируем контент под
него, а не юзер адаптируется под нас.”
Вторым на очереди в нашем сегодняшнем рассказе, старейший портал
посвященный серии COD – Callofduty.ru. «Калда»
была основана пионерами КОД движения в России в 2004 году. Долгое
время сайт являлся единственным киберспортивным ресурсом по игре и не
плохо справлялся со своей задачей. Ветераны COD
до сих пор с радостью вспоминают былые времена, когда серия турниров
ПроКод считалась этаким – чемпионатом России. Статус безоговорочного
лидера в освещении игры, Call of Duty точка РУ на наш взгляд потеряла с
уходом своего идеологического отца – товарища нервы. Долгое время ресурс
находился в поисках себя и даже потерял своё «лицо» переименовавшись в
Cybermotion. Отношения между людьми с альтернативными взглядами на
развития игры накалялись и достигли точки кипения в так называемой
«войне порталов» – о которой мы расскажем в одной из следующих статей.
Эта ссора нанесла сильный удар по репутации портала, от которого «калда»
оправляется до сих пор. Однако сейчас, в преддверии выхода КОД6,
начинаются видимые шевеления и порталу по силам подняться на ноги.
Сегодня, заметным отличием КОД.РУ от Рускода является нацеленность на
другую аудиторию. Этой аудиторией не являются только кибеспортсмены,
напротив, ребята пытаются угадить сразу всем, что пока у них, к
сожалению не очень получается. Но реконструкция идёт, и мы надеемся, что
она даст свои плоды уже очень скоро.
( Заключительный чемпионат по CoD2. 4GAME. Осень 2007. )
Комментарий Дмитрия "Peng0” Костерина, администратора
портала Callofduty.ru:
"callofduty.ru всегда позиционировал себя как ведущий портал в СНГ по
тематике серии игр Call Of Duty. Помимо киберспортивной составляющей,
коллектив сайта активно освещает абсолютно все, что так или иначе
связано с играми CoD. После того, как проект покинул его основатель, мы
практически год находимся в поисках себя. Попробовав тягаться с другими
порталами в плане организаторских способностей киберспортивных
состязаний, мы остановились на том, что нам проще, легче и лучше быть
просто информационным порталом, который готов информационно поддерживать
своих коллег. Сейчас callofduty.ru готовится к очередным изменениям.
Во-первых уже сейчас разрабатывается новый дизайн, который должен внести
новую жизнь в наш проект. Во-вторых идет активный набор новых членов
редакции, которым интересно освещать свою любимую игру. Ну а в-третьих,
главным планом было и будет – удовлетворение потребностей любого
любителя игровой серии Call Of Duty.”
Завершает наш обзор игровой портал eXplosive.su. Он был запущен в
начале 2008 года и сразу же полюбился игрокам за проведение постоянных
открытых он-лайн чемпионатов. За своё существование силами
администраторов Explosive было проведено более десяти крупных турниров с
неплохими призовыми фондами. Стоит отметить, что организаторы уделяли
внимание не только популярному CoD4, но так же старому Call of Duty 2.
Каждый турнир собирал должное кол-во команд, именно благодаря отличной
организации. Судьи выполняют свою работу выше всех похвал. Что же
касается освещения код сцены, то здесь чуточку поменьше новостей, хотя в
последнее время приходят новые авторы и это не может не радовать. Так
же стоит отметить, что именно Explosive положил начало к созданию
эксклюзивных ВОДов по играм серии Call of Duty, которые в дальнейшем
стали появляться на других Код ресурсах. Отличительной особенностью
портала является его работа в направлении развития молодых коллективов.
Именно благодаря Explosive многие команды нашли свою дорогу в
соревновательный КОД. Так же нельзя не отметить преданность и
энтузиазм создателей ресурса, которые готовы вкладывать собственные
средства во благо развития всей сцены.
( Руководитель портала eXplosive – Сергей "DREIN”.
4GAME. Весна 2009. )
Комментарий администратора портала Explosive, Сергея "DREIN”
:
"Сейчас мы заняты поиском таких же энтузиастов, так как тем
количеством людей которыми мы располагаем на портале, не можем
обеспечить достойного освещения наших мероприятий. Что касается планов
на будущее. 1. Это подготовка к следующему турниру по Call of Duty 4. 2. Возможное проведение турнира по Call of Duty 2. 3. Попытаемся создать так называемую Explosive league. 4. Ну конечно же работа по системе банов, усовершенствование базы и ее
возможностей. Ведь за последние 2 месяца количество забаненых из
основного количества команд снизилось в разы”
Часть №4. Онлайнеры. ( От 1 октября 2009 года )
Приветствую всех читателей iGameCentral. Продолжаю знакомить
вас с Call of Duty в России, и сегодня я попытаюсь раскрыть очень
серьезную проблему всех кодеров – "Почему большинство команд выбирает
онлайн турниры и крайне редко выезжает на лан ивенты?”.
"Онлайн комьюнити” – именно так называют сторонние люди наше игровое
сообщество и с этим трудно не согласиться. Так уж повелось, что в нашей
дисциплине преимущественно проходят онлайн чемпионаты, нежели ланы. Как я
уже писал в одном из своих предыдущих материалов, рекордным онлайн
турниром стал eXplosive CUP V, тогда со всего
СНГ собралось 157 команд. Подумать только, столько
команд и всего лишь 25 ( в среднем ) может выбраться в Москву на крупный
лан чемпионат, вроде ASUS’a или BeFirst’a. "С чем это связано, спросите
вы?” – сложно ответить на этот вопрос. Некоторые скажут, что на поездку
из региона в Москву уходит много денег. Кто-то кричит, что нету смысла
ехать, потому что, заранее известно кто победит. А как вы хотели? Надо
сперва научиться проигрывать, а потому уже и победы придут. Если
затрагивать финансовую составляющую на поездку, то на тот же ASUS Non-profi по Counter-Strike приезжает от 80
команд. Там так же нету ни у кого спонсоров и все едут за свой счёт в
Москву.
( ASUS Winter 2009, Гранд Финал. Полупустой
4GAME )
Как известно, лан турнир отличается от онлайна тем, что на лане все в
одинаковых условиях. И факт нечестной игры там никак не проявляется. В
онлайне все совсем иначе. Огромное кол-во читеров и скриптеров. Античит
программа punkbuster хоть и обновляется ежемесячно, но выловить толком
читеров так и не удается. Существует несколько сайтов, которые продают
приватные хаки и стоимость их всего 30 евро в месяц. И никакой pb тебя
не поймает. В России с этим стали бороться, у нас появилась собственная
база читеров – rbbans.
В этой базе за 2 месяца её существования находиться уже 260 человек,
это говорит о том, что любителей нечестной игры очень много, причем у
некоторых людей забанено по 10 ключей. Благодаря этой базе, многие
читеры отказались от использования всяческих программ и после окончания
бана обещались играть честно :)
Что же касается лан ивентов в России, то их крайне мало. Это всё
вызвано тем, что код в основном держится на узком круге лиц. Из крупных
турниров стоит надеяться только на RusCoD, и их масштабные фестивали по
CoD – BeFirst LAN. Стоит напомнить, что так же
по CoD4 было проведено 3 турнира серии ASUS,
за что организаторам огромное спасибо. Исключение CoD’a из списка
дисциплин турниров серии ASUS было вызвано
тем, что на ASUS Winter 2009 приехало всего 19
команд, с чем трудно не согласиться. НО, несмотря ни на что, мы
надеемся, что код вернется на ASUS, возможно
уже в новой части, потому как от этих турниров остались только
положительные воспоминания.
Вот такая вот любопытная ситуация на данный момент. На мой взгляд
вытащить команды из онлайна можно, другое дело захотят ли того сами
команды. Так же ведущим код порталам надо привлекать новых спонсоров,
искать таких же инициативных людей для проведения все различных Лан и
онлайн турниров.
Эти статьи были написаны около года назад, поэтому на сегодняшний день картина в некоторых момента кардинально изменилась. Все три статьи были написаны совместно с господином mixu.